Делаем аранжировку

 

Как написать хорошую аранжировку?

 

Этот вопрос я задавал сам себе неоднократно. Иногда слушаешь песню, которую человек принес показать в студию, и на первый взгляд все отлично, аранжировка сделана добротно, но потом приходит ощущение, что чего-то не хватает. И чего именно, простой слушатель объяснить не может. А включаешь треки с хит-парада Billboard — и аж мурашки по коже, хотя по аранжировке все предельно просто. В чем же дело? Все дело — в ритмической пульсации. Объяснить это словами практически невозможно, можно лишь из уст в уста передать ощущение ритма внутри нашего тела, когда все движения мышц при исполнении музыкального произведения находятся в совершенной гармонии между собой, и подчинены одной пульсации, одному ритму. И тогда любая самая простая аранжировка излучает колоссальное количество энергии, и невольно при прослушивании тело начинает двигаться в такт этой музыке. У меня много лет ушло на поиск, осознание и принятия этого ощущения, и сейчас в рамках курса «Школа Ритма» я смогу передать эти знания Вам.

Но вернемся к созданию аранжировки с технической стороны — то есть с той, как лучше обыграть гармонию и выделить самый яркий элемент в песне.

Для начала посмотрим на аккорды. Даже простую цепочку Am-Dm-E-Am можно обыграть десятком разных способов, все зависит от нашей фантазии и багажа знаний теории и гармонии музыки.

Когда общий план понимания стиля и гармония песни у нас есть, можно приступать к записи партий в секвенсер. На этом этапе есть одно важное правило — партию баса лучше прописать в последнюю очередь, когда уже сыграны все гитары, клавиши, барабаны и тд. Дело в том, что бас гитара занимает очень широкий спектр в звучании песни, и если ее записать в первую очередь, то «места» в аранжировке для других инструментов просто не останется, и будет сложно вместить их партии в музыкальную фактуру. Попробуйте этот способ, и вы убедитесь, что когда мы наиграли все партии, кроме баса, и аранжировка уже в этом виде звучит хорошо, то бас-гитара внесет финальный штрих в наше творение, наведет глянец и лоск. Разумеется, мы можем задумать аранжировку, изначально построенную на какой либо басовой фигурации, но и в этом случае, держа в голове основополагающий басовый рисунок, приписываем все остальные партии в первую очередь.

Итак, перво-наперво — барабаны. Записывать живого барабанщика достаточно дорого и технически сложно, поэтому создаем эту партию с помощью драм модуля или драм машины. В нашем случае — Drummer из программы Logic Pro X.

Лучше сразу расставить барабаны на всю песню — так мы сможем увидеть всю песню целиком и динамически правильно выстроить части между собой, сделать вступление, куплеты, припевы и кульминацию. И потом на этот каркас шаг за шагом «надеваем одежду» — пишем инструментальные партии.

Далее пишем клавиши или гитары, сначала основные партии, потом дополнительные, в припеве их количество увеличивается для более плотного и насыщенного звучания, в бридже — в зависимости от идеи должна быть кульминация песни, самая яркая часть. Нередко место бриджа занимает соло. Или же используем другой прием — обратная кульминация — бридж после грандиозного второго припева делается максимально спокойным и расслабленным, давая слушателю возможность «отдохнуть» от звука, так называемая «ямка». Ну и следом идет либо соло, либо сразу финальный третий припев.

Очень важно всегда мысленно держать в голове всю песню целиком, чтобы соблюсти меру в развитии и соотношении частей, и не потерять динамику развития песни. В этом аспекте мы больше высчитываем, чем полагаемся на вдохновения — по количеству тактов все части песни должны быть строго продуманы. 8 тактов на куплет — 2 на предприпев — и 4 (можно повторить) на припев — и песня будет звучать интересно и не затянуто.

В зависимости от выбранного стиля количество инструментов в нашей аранжировке может быть от трех (барабаны, бас и одна гитара), до нескольких десятков, если мы используем и струнные, и духовые инструменты. Как правило, какие-либо мелкие дополнительные партии и другие «фишки» прописываются уже на готовую аранжировку, придавая ей индивидуальность и помогая полностью раскрыть потенциал песни и исполнения.

 

Главное — экспериментировать как со звуками, так и с партиями, искать интересные гармонические ходы, и всегда помнить про ритмическую пульсацию, и тогда аранжировка будет звучать интересно, и Вы будете довольны результатами своей работы.                                

495 Studio Records

Галерея релизов



Марсель Давлетов


Вячеслав Кожевников


Nickuum


Дмитрий Горячев


Александр Коновалов


Илай Рус


Разговор с душой. За гранью


Марсель Давлетов

Наши регионы